В этой статье мы поговорим об ошибках в практике йоги, неверных шагах, которые желательно не допускать, либо вовремя исправлять. Их можно условно разделить на 2 вида:
1. Глобального характера и 2. Технические
Дело в том, что в современности представлено такое огромное количество видов йоги, разнящихся по сути и воздействию, что для ориентации в этом требуется время и осмысление. Львиная доля направлений ничего общего с изначальной йогой не имеет, кроме слова «йога».
Эти, не относящиеся к изначальной йоге, направления можно разделить на 3 вида:
К ним относятся т.н. «динамические» виды» (аштанга-виньяса, пауэр-йога и пр.), айенгар-йога, йога в гамаках, множество авторских стилей (собственно, айенгар-йога также авторский стиль). В этих видах основное внимание уделено физическому воздействию, йога в её глубинном исконном виде низведена до уровня примитивной физкультуры и внешних достижений. Присутствует соревновательный дух: «кто глубже согнётся», «кто правильнее поставит стопы на пол», «кто больше сдаст экзаменов на сертификаты» и пр.)
В том же направлении айенгар-йоги всё внимание смещено на некую физическую «правильность» выполнения асан, геометрию тела, напряжение определённых участков. Описание асан перегружено массой излишеств так, что ни о каком покое и расслаблении (сознания и тела) и речи быть не может, хотя традиционная йога определяется через состояние сознания: Йога – это успокоение деятельности сознания и Асана (поза в йоге) – неподвижное, удобное положение тела, достигаемое через расслабление. В традиционной йоге правильность выполнения асан диктуется не геометрической правильностью (это не художественная гимнастика, где ставят баллы за правильно и красиво вытянутые «носочки»). В классических трактатах описание асан очень скупое, без детализаций. Все внимание уделяется состоянию сознания.
Все эти основополагающие элементы отсутствуют в этих спортивно-физкультурных направлениях, где можно, в лучшем случае, получить физическую перегрузку, а в худшем – тяжёлые травмы (как случилось, например, с Ван Кутеном, которому Айенгар сломал спину, добиваясь от него глубокого прогиба назад).
Также к йоге не имеет никакого отношения упражнения на воде, на качающейся доске, в гамаках, стояние на гвоздях и тому подобное.
Широко известная динамическая практика "Сурья намаскар" - также не относится к традиционной йоге, это гимнастика.
К этим направления можно также отнести некоторые авторские стили, где «беспрепятственно скрещивается» всё, что угодно: йога и цигун, йога и любые эзотерические практики, пробуждение кундалини – некой мистической силы (кундалини-йога), открытие чакр и пр и пр. При этом в каждом из направлений культивируются некие необычные ощущения, и считается, что, чем больше и сильнее они, тем более духовно продвинутым становится адепт. Там можно встретить весь спектр ощущений, кроме главного элемента в йоге – покоя в сознании. Постоянная «работа с энергиями» не даёт возможности затормозить деятельность сознания, что лишает неофита малейшего шанса освоить йогу в её традиционном виде.
здесь необходимо отметить, что приставка "кундалини" стала модной в последнее время и часто встречается в названиях различных секций йоги, такие как "кундалини йога для беременных", "кундалини йога для укрепления семьи", "кундалини йога для здоровья". Подобное говорит не только о некомпетентности преподавателей, но и неуважении к ученикам, в комментариях не нуждается.
Бир-йога (пивная йога) – выполнение некой внешней формы асан с одновременным употреблением алкогольных напитков, йога смеха, агрессивная йога (сочетание практики с прослушиванием «металла», «крепкими» выражениями и пр.). Здесь, как говорится, комментарии излишни. Как говорил Дон Хуан своему ученику –Кастанеде: «Жизнь – это великая тайна, а жизнь человека – это великая глупость».
Во всех этих вариантах, выбрав и следуя по неверному пути, невозможно прийти к правильной цели в практике: оздоровлению на всех уровнях, состоянию душевного покоя, тишины в сознании, изменить жизнь в целом в лучшую сторону. Смещение акцентов с главного на второстепенное (как если бы, следуя по дороге, вы следили не за направлением, а за правильностью постановки стоп на землю) уводит практикующего в сторону от основной цели, заводя в дебри непонимания.
1. Перегрузка. Эта ошибка связана с «общепринятым» мнением, что «чем больше – тем лучше». Например, чем глубже вы согнётесь в асане (даже если больно), тем больше пользы вы получите от данной асаны. Чем дольше вы держите асану, тем больше пользы (даже если выдержка связана с огромными усилиями). Это типичное заблуждение. Одно и тоже вещество в малых дозах – лекарство, в больших – яд. Правильно отдозированная нагрузка – залог успеха в практике.
2. Сильные ощущения, усилия, боль. Также устоявшееся общее мнение, что без боли нет йоги. Неверно в корне. Боль – сигнал организма о микротравме. Если постоянно делать практику с болевыми ощущениями, то возникнет хроническая боль, возникнет отторжение к занятиям, пропадёт желание заниматься. Также часто говорят неофиты, что если нет явных ощущений в асанах, то нет и должного воздействия (паттерн мышления, взятый из спортивных занятий). Это неверно в практике йоги. Дело в том, что явные ощущения мешают реализовать состояние тишины в сознании, да и асана, как таковая, предполагает снятие напряжения, что автоматически снижает уровень ощущений, уводя их «на задний план» восприятия. Это же касается и усилий.
3. Конкурентный режим присущ т.н. спортивным направлениям «йоги», где основным критерием «продвинутости» считается способность выполнять (не важно с какой степенью усилий и напряжений) сверхсложные позы. Но в классической йоге важны не позы как таковые, а соответствующее состояние в них! Так же может быть соревновательный режим с самим собой, когда практикующий любой ценой пытается выполнить асану сегодня лучше, чем вчера. Дело в том, что гибкость тела может меняться как в течение суток, так и день ото дня. На это влияют многие факторы, такие как: время суток, погода, давление, общее самочувствие, эмоциональный фон и т.д. Поэтому, если утром тело гнётся хуже, чем вечером, то амплитуда некоторых асан в утренней практике может быть несколько меньше, и это нормально! Со временем, опытом и наработанным состоянием практически полностью нивелируется разница суточная, дневная, сезонная…
4. Двигательная активность в асане свидетельствует о некоторой не успокоенности, активности, желании что-то улучшить или изменить экспозицию асаны. Конечное положение асаны – это полная физическая неподвижность. Вся деятельность прекращена (телесная и умственная), остаются лишь физиологические процессы: дыхание, работа сердца, внутренних органов и т.п., но она не заметна (если специально не обращать на это внимания). Усилия минимизированы.
5. Некое механистичное, формальное выполнение практики, например, когда тело принимает некую форму, а сознание при этом не сосредоточено, а «витает в облаках», обдумывает повседневные дела, что-то вспоминает, строит планы на будущее и пр. При этом, через некоторое время при такой практике формируется привычка делать именно так, и изменить это становится все сложнее и сложнее... Йога предполагает некое необычное состояние спокойствие сознания, которое обездвижено и устойчиво покоится на объекте сосредоточения. Без освоения этого внутреннего элемента йоги нет. Ошибка блуждания сознания устраняется систематическими занятиями с намерением научиться поглощаться практикой, навыками концентрации сознания на выбранном объекте (в практике асан – на теле).
Практика йоги может нести как пользу, так и вред. Необходимо определённое понимание и интеллектуальный анализ, чтобы не совершать глобальных ошибок. Как говорил знаменитый философ Мамардашвили, что истина и ложь состоят из одних и тех же слов. Понять, что есть что, возможно лишь произведя некую внутреннюю работу по осмыслению информации. Технические же ошибки устраняются также по мере набора практического опыта и понимания.
Надеюсь, что данная статья поможет неофиту сориентироваться в «море йоги» и выбрать верный курс!
Всем успешной практики!
Андрей Викторов